ИнформФинансы

+многое другое

Финансы

Финансовая грамотность несовершеннолетних

Дети и подростки являются одной из наиболее важных социальных групп в области повышения уровня финансовой грамотности. В таком возрасте ребенку можно легко привить правильные финансовые привычки.

Деньги сопровождают нас всю жизнь. Мы учим детей многому-общению, любви, укреплению здоровья, но как обращаться с деньгами — очень редко.

Сегодня это школьники, а завтра они выучатся, станут специалистами в определенной сфере и создадут свои семьи. Именно поэтому, дети должны понимать принципы управления деньгами и  с детства применять их на практике.

Финансовая грамотность — это не про математику, а про окружающий  мир, в котором мы учимся правильно распоряжаться личными средствами и нести ответственность за свои решения.               Грамотно погрузить детей в этот мир и приучить их к правильному управлению финансами долг каждого родителя.

Источниками формирования финансовой грамотности несовершеннолетних становятся:

— образовательные учреждения;

— личный опыт подростка;

— семья;

— средства массовой информации.

                  Повышению финансовой грамотности детей и подростков способствуют уроки обществознания в школах, а также олимпиады в сфере экономики, которые проводятся при  поддержке администрации и органов управления образования субъектов РФ, муниципальных органов управления образованием и образовательными учреждениями.

По-настоящему финансово грамотными можно назвать тех  детей, которые получили навыки управления своими финансами в семье, учась у своих родителей.

Говорите с детьми о семейном бюджете

         Начинать разговоры о семейном бюджете можно уже с 4-5 лет, когда ребенок уже понимает многие вещи. Это прекрасная возможность рассказать, что заработать деньги можно только трудом. В общении с другими сверстниками он может услышать неверные факты о деньгах, например, чтобы разбогатеть нужно воровать, или успешными становятся только везучие. Поэтому родителям необходимо привить ребенку правильные установки, что деньги нужно зарабатывать честным трудом.

         На примере своей семьи и родственников, расскажите, кто есть кто в семье по профессии, как зарабатываете деньги, и как заработок зависит от вида деятельности. Это поможет ребенку не только узнать больше о собственной семье, но укрепит семейные узы.

         Расскажите детям, на что тратятся деньги, какие у вас в семье есть статьи расходов и что вы делаете с оставшимися деньгами.

         Не нужно вовлекать ребенка в обсуждение финансовых проблем. Дети могут почувствовать вину за семейные финансы,  что может  снизить их самооценку.

Делайте совместные покупки.

         Совместные походы с ребенком в магазин также положительно влияют на его финансовое воспитание. Обсуждайте вместе качество, стоимость и необходимость покупки. Желательно расплачиваться на кассе наличными средствами, так детям легче понять, что деньги могут закончиться и их придется снова заработать.

         Если ваш ребенок просит ему что-то купить, но у вас нет возможности, то попробуйте объяснить ему, что расходы все расписаны и в этом месяце покупка не запланирована. Помогите ребенку найти другие варианты ее приобретения: откладывать, попросить в подарок на день рождения или на Новый год. Он должен понять, почему нельзя приобрести вещь сейчас и какие есть варианты.

Карманные деньги.

Как показывает практика, несовершеннолетние, у которых с детства есть карманные деньги, становятся более успешными и  жизнерадостными людьми.

Карманные деньги могут появиться у ребенка уже в 6 – 7 лет. Это может быть небольшая сумма, которую вы будете выдавать раз в неделю или еще реже, но регулярно.

Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «получишь плохие оценки — денег больше не дам », или «сделаешь уборку дома — получше  больше денег».

Также не стоит ругать за необдуманные, по вашему мнению, траты. Ребенок может спустить все карманные деньги  на развлечения, а потом сидеть дома месяц из-за отсутствия финансов. Но именно это станет для него уроком и научит  тратить деньги разумно.

Выдавая детям карманные деньги, вы должны договориться, что тратить их можно по своему усмотрению. Но развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с  детьми о правилах заранее и не забывайте их соблюдать.

Можно ввести практику «предлагаю взять в долг». Если ребенку понадобились дополнительные деньги к уже  накопленным, вы можете их выделить с условием, что деньги будут возвращаться за счет будущих доходов. Ребенок усвоит принцип кредита «берешь чужие, отдаешь свои», когда сначала  он радуется новой покупке, но после этого несколько недель подряд будет получать не 200 рублей в неделю, а 150 рублей.

Отсутствие со стороны родителей продуманных правил предоставления карманных денег и регулярного контроля за тратами ребенка, а также практики приобщения детей и подростков к ведению бюджета приведет к неправильному формированию финансового поведения.

Книги, игры, мультфильмы станут вашими помощниками.

Сейчас есть множество книг по использованию денег как для детей от 4 лет, так и для подростков. Например, «Откуда берутся деньги» (Елена Ульева), «Как научить ребенка обращаться с деньгами» (Джолайн Годфри), «Самый богатый человек в Вавилоне» (Джордж Клейсон),  «Богатый папа, бедный папа для подростков»

(Роберт Кийосаки) и другие.

         Обучать детей финансовой грамотности можно в игровой форме.

В процессе игр «Квест в супермаркете» «Магазин» «Монополия» дети прочувствуют, как расходуются деньги. Что кроме личных желаний, есть потребности всех членов семьи.

         Примеры мультфильмов по рассматриваемой тематике – «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы», «Волшебный магазин».

Читайте, смотрите, обсуждайте финансовые вопросы вместе с детьми.

Научите детей делать сбережения.

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенными средствами в будущем. Если вы даете ребенку  200 рублей в неделю на карманные расходы, то расскажите ему, что он может купить на них маленькую игрушку. Но если подождет месяц, то вы ему поможете и он сможет купить большую.

         В качестве копилки детям можно подарить керамическую хрюшку или можно просто использовать пластиковый контейнер.

Пусть ребенок положит туда свой стартовый капитал и каждую неделю с карманных денег откладывает.

         Школьники уже выросли из копилки, можно предложить им хранить деньги в конверте, а лучше в двух. Один конверт «Коплю», другой — «Трачу».

Этот метод развивает важный навык планирования и заставляет продумывать будущие покупки.

Неполная занятость.

         Если ребенку не хватает карманных денег, предложите ему поработать (работодателем можете стать и вы). Работа на неполный день — отличный способ получить новый опыт, завести новых друзей и обрести финансовую независимость. Согласно трудовому  законодательству подростки могут начать трудиться в возрасте  14 лет. Продолжительность ежедневной работы зависит от возраста. В 14 лет можно работать не больше 4 часов в день.  Такая работа не должна мешать учебе, особенно во время экзаменов.

         В статье кратко приведены моменты обучения финансовой грамотности ребенка. Если вы воспользуетесь нашими советами, положительные сдвиги в обучении детей обязательно будут. Не нужно перекладывать обучение ребенка на плечи воспитателей детского сада или школьных учителей. Ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей закреплена  на законодательном уровне в Конституцией РФ и Семейном кодексе РФ. Занимайтесь, играйте с детьми, уделяйте им больше внимания.

Дети скажут вам большое спасибо за уроки финансовой грамотности. Уметь управлять своими финансами сегодня также необходимо, как и чистить зубы и заниматься спортом. 

Согласны?

Добавить комментарий

<